Решаем вместе
Недовольны работой поликлиники?

Профилактика развития зависимостей у подростков

«Люди не хотят, чтобы ими управляли. Они хотят, чтобы их вели вперед». Софокл.

Одним из важных направлений воспитательной работы школы является профилактика зависимостей у детей и подростков, девиантного поведения, безнадзорности в детской среде, а также раннего семейного неблагополучия.

Так что же такое зависимость?

Зависимость – это острая потребность человека совершать определенные действия. Любой из видов зависимости мешает человеку жить, работать, учиться, отдыхать. Все мысли зависимого направлены на удовлетворение своих потребностей, и потому зависимый человек может потерять работу, семью, спровоцировать необратимое ухудшение здоровья.

Виды зависимостей:

Химическая зависимость:

(Наркотические вещества, алкоголь, табак, курительные смеси) - вызывают индивидуальную психическую и физическую зависимость.

Привыкание к алкоголю происходит постепенно: сначала человек употребляет небольшую дозу для снятия стресса, а затем происходит привыкание, когда организм уже требует постоянного поступления спиртного.

Наркотическая зависимость, напротив, возникает практически с первого раза употребления химических препаратов, вызывающих ступор, нечувствительность к боли, галлюцинации и прочее.

Хотя многие это и отрицают, но все же курение табака следует считать самым распространенным из видов зависимости. Миллионы людей не могут начать день без сигареты. Отсутствие привычной дозы никотина вызывает неврозы, агрессию, раздражительность и даже физическое недомогание.

Признаки употребления синтетических курительных смесей (спайс):

«больные» красные глаза, широкий зрачок, головокружение, головная боль,

нарушения речи, сухость во рту, потливость, озноб, жар, тахикардия, повышение А/Д,

 боли в области сердца, сокращение мышц, боли в области почек, тошнота, рвота, диарея.

Нехимическая зависимость:

компьютерная зависимость, интернет зависимость, игровая зависимость, гаджет зависимость, зависимость от социальных сетей.

Интернет – один из главных источников информации.

Основными причинами компьютерной зависимости являются:

- недостаток общения со сверстниками и значимыми для подростка людьми;

- недостаток внимания со стороны родителей;

-неуверенность в себе и своих силах, застенчивость, - комплексы и трудности в общении;

-склонность подростков к быстрому «впитыванию» всего нового, интересного;

- желание подростка быть «как все» его сверстники, следовать за их увлечениями, не отставать;

- отсутствие у подростка увлечений или хобби, любых других привязанностей, не связанных с компьютером.

Наша задача – помочь подростку выбрать не виртуальную, а реальную жизнь!

В настоящее время разработаны и реализуются на практике следующие методы профилактики зависимого поведения, используемые в образовательной среде.

1.   Информационный. Данный метод основан на представлении фактов об опасности взаимодействия с предметами или действиями, вызывающими зависимое поведение (ПТВ, игровая деятельность и т.д.), и о социальных, правовых и медицинских последствиях такого взаимодействия. С точки зрения психологии эффективность метода объясняется когнитивной моделью зависимого поведения, согласно которой субъект самостоятельно принимает более или менее осознанное решение о взаимодействии с конкретным предметом. Если субъект делает выбор в пользу взаимодействия, то делает это в результате того, что не имеет достаточных знаний о его побочных последствиях и не осознает их.

2. Метод, связанный с формированием жизненных навыков. Под жизненными навыками понимаются навыки поведения и общения, которые позволяют субъекту контролировать и направлять свою жизнедеятельность, развивать умение жить вместе с другими и вносить изменения в окружающую среду. Ведущими компонентами этой теории являются активные, основанные на опыте методы и групповая работа с молодежью. Профилактику зависимого поведения в данном случае следует осуществлять через включение субъекта в социальную деятельность. Такое научение происходит при обсуждении разнообразных проблем из всех сфер жизнедеятельности, повышении устойчивости к социальным влияниям, формировании навыков общения, уверенности в себе при повышении индивидуальной и социальной компетентности.

3.Метод «эмоционального научения». Здесь профилактическая работа концентрируется на ощущениях и эмоциях субъекта, а также на умении управлять ими. В основе метода лежат экспериментально подтвержденные положения о том, что зависимое поведение чаще развивается у лиц, имеющих как затруднения в определении и выражении эмоций, так и личностные факторы риска, исходя из чего, риск зависимости может быть снижен путем развития эмоциональной сферы. Целью профилактического воздействия является развитие навыков распознавания и выражения эмоций, повышение самооценки, определение значимых для индивида ценностей, развитие навыков общения и принятия решений.

4.Метод альтернативной деятельности. Он базируется на положении о том, что при формировании позитивной зависимости от среды люди приобретают определенный тип целесообразной активности как альтернативы зависимому поведению. Сегодня в использующих ее программах выделяются следующие приемы поведенческой альтернативы: 1) предложение специфической, позитивной активности, вызывающей сильные эмоции и предполагающей преодоление разных препятствий; 2) комбинация специфических личностных потребностей со специфической, позитивной активностью;

 3) поощрение участия во всех видах такой специфической активности; 4) создание групп поддержки молодых людей, заботящихся об активном выборе своей жизненной позиции.

5.Пропаганда здорового образа жизни. Профилактика основана на воспитании здоровых привычек, таких как занятие спортом, активный досуг, здоровый режим труда, мероприятия по укреплению здоровья и др., которые могут стать барьером для формирования зависимого поведения. Совокупность обозначенных методов составляет профилактические программы, реализуемые на нескольких уровнях.

Традиционно в системе профилактической работы выделяется три уровня.

Первичный уровень направлен на выявление и устранение причин, провоцирующих такое поведение, и предполагает работу как с группами риска, так и с лицами, не проявляющими склонности к зависимому поведению. Объектом профилактической работы на данном уровне является также ближайшее социальное окружение. Именно данный уровень может быть эффективно реализован в рамках общеобразовательных учебных заведений в контексте образовательного процесса.

Вторичный уровень профилактики предполагает работу с теми, у кого наблюдается склонность к формированию зависимого поведения с целью изменения моделей поведения и развития личностных ресурсов, препятствующих зависимости.

 Следует отметить, что подростковый возраст является сложным «кризисным» этапом развития и становления личности. Он характеризуется изменениями в психофизиологическом и социально-личностном плане на основе формирования мотивационной и ценностно-смысловой сферах личности. Именно на этом этапе могут проявляться черты отклоняющегося поведения, в том числе возникать риски развития зависимостей разных видов. Так как на данном возрастном этапе, значительная часть молодых людей «включена» в систему социальных институтов сферы образования, то активное применение различных подходов к профилактике зависимых форм поведения в рамках образовательного пространства представляется особенно актуальным и важным. Таким образом, образовательная модель педагогической профилактики зависимого поведения построена на учебно-воспитательных методах деятельности специалистов образовательных учреждений, направленных на формирование у детей, подростков и молодежи знаний о социальных и психологических последствиях зависимостей. Необходимо проводить индивидуальную профилактическую работу с членами семьи.

Только системной работой и при соблюдении единства всех участников воспитательных отношений (родитель, педагог-психолог, учитель, общественность) возможны устойчивые результаты в коррекции отклоняющегося поведения.

Необходимо помнить правило «Трёх «П»:

«Понять!» – структура классных часов, бесед; наблюдение, анкетирование, тестирование, интерактивные игры и др.

«Принять!» – выстраивание индивидуальной воспитательной стратегии «Что делать?»; определение тактики «Как делать?», т.е. правильно выстроить взаимоотношения учитель-ученик, родитель-ученик, ученик-ученик; рефлексия взрослыми своего отношения к «трудному» ребёнку, принятие ребёнка таким, каков он есть.

«Помочь!» – применение воспитательных воздействий к «трудному» ребёнку (имеет результат только при успешной реализации первых двух). Часто можно услышать мнение о том, что без серьёзных изменений в разрешении конфликтных ситуаций невозможно рассчитывать на успех в работе с «трудными детьми». Считаем эффективным способом разрешения конфликтных ситуаций в школьной среде путём действия «Школьной службы Примирения», активными участниками которой являются сами обучающиеся. Важным элементом профилактики правонарушений среди подростков является привлечение их к организованному проведению свободного времени, занятие спортом, занятиям во внеурочной и внешкольной деятельности.

 Таким образом, профилактика зависимостей и социально-значимых заболеваний среди подростков достаточно непростой в психологическом, правовом и организационном отношении процесс. Вся профилактическая работа с детьми должна быть тщательно продуманной и требует от взрослых ответственного, вдумчивого и профессионального подхода, наличия определённых познаний и их постоянного расширения. Из жизненного опыта мы видим, что только в тесном взаимодействии, сотрудничестве школы и служб профилактики возможны положительные результаты в применении современных подходов к проблемам среди несовершеннолетних.

                                                                                                  

 Врач-педиатр   Г.К.Юлдашева.

6LeF3AsUAAAAACXXA-8G0LoUoo8147u1AtfSLgkn